2014 год стал переломным для гражданского общества России: нарушив нормы международного права, страна втянулась в агрессию в Украине. Курс на изоляционизм, «закручивание гаек» и пренебрежение к правам человека получил новое развитие. Не прошли бесследно эти события и для Альянса: с вынужденным отъездом в августе его основательницы Наташи Цымбаловой закончился первый этап жизни Альянса.
Все силы активистов Альянса и «Демократического Петербурга» были брошены на «украинское направление», участники группы в шутку даже предлагали переименовать наш паблик в «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за Украину». Мы же считали, что странно клеить обои, когда в доме горит крыша. Да и СМИ стало особо не до ЛГБТ-акций.
Уличная радужная активность в Петербурге, между тем, не остановилась. Эстафету перехватила коалиция за гражданское равноправие «Вместе»: в 2014 году они провели День Молчания и собрали оргкомитет Первомайской радужной колонны, пригласив других городских ЛГБТ-активистов.
В воздухе висело ожидание большой войны. Мы не хотели, чтобы война велась от нашего имени, делали всё, чтобы её предотвратить. Поэтому главная тема Первомая была антивоенная, добрососедская, евроинтеграционная. Когда колонна с флагами государств-соседей вышла на Невский, из колонок грянул гимн Украины. Впереди шли три человека с флагами России, Украины и ЕС. Один флаг несла Наташа. В этот момент мы чувствовали, что делаем что-то очень важное и нужное для сохранения связей между нашими народами. Мы хотели сказать, что не все россияне поддерживают преступные авантюры властей.
Все ресурсы российской государственной пропаганды ненависти были направлены на украинцев. С одной стороны, мы ощутили, что ЛГБТ больше не являются «главными врагами», градус ненависти упал, с другой — выходить на акции с украинской тематикой стало не менее, а то и более опасно, чем на ЛГБТ — агрессия зашкаливала. В августе на акции в День Независимости Украины, на Наташу Цымбалову совершили нападение. А были ещё сотни угроз, телефонные звонки на работу, продолжался интерес силовых органов.
Зато мирно и без происшествий прошел Петербургский ЛГБТ-прайд на Марсовом поле.
Собрания Альянса превратились скорее в группу поддержки и вечер бесед под чай, а то и пиво. Приходившие люди обсуждали происходящее, делились эмоциями, но мало кто готов был что-то делать. Сказывалось и общее ощущение безнадежности и бессмысленности, и возросшее давление на гражданское общество, и накопившаяся усталость. Отметили двухлетие, но даже на фото все какие-то немного усталые, не в своей тарелке.
Полтора-два года — типичный цикл развития волонтерской инициативы. Первый энтузиазм сходит на нет, остаются самые стойкие. Многие инициативы на этом заканчиваются. Вот и Альянс подошёл к черте, когда необходимо было сделать передышку.
В конце августа Наташа Цымбалова покинула Россию, запросив политическое убежище в Испании. Мы провели прощальный ужин в её квартире. Было тепло и грустно.
За два года Альянс сделал слышимым голос гетеросексуалов, поддерживающих ЛГБТ. Многочисленные открытые письма, обращения, участие в уличных акциях на ЛГБТ тематику и не только, общественные кампании, работа с союзниками в общественно-политической сфере, работа в сети («Каминг-аут гетеросексуала, друга ЛГБТ» и другие реализованные идеи), судебные процессы.
Тем не менее, стало понятно, что в российской действительности далеко не всё работает. На обращения отвечали отписками, «отфутболивали» их в другие инстанции. Суды вставали на сторону администрации, отказывающих в согласовании акции, и т.д.
Завершу этот пост перечислением некоторых имён, внесших свой вклад в первый период развития Альянса. Разумеется, людей было гораздо больше и список не претендует на полноту.
Светлана Левина. С самого начала уделяла много сил Альянсу и одновременно продвигала ЛГБТ-повестку в партии «Яблоко», администратор паблика. Продолжила активную деятельность и после отъезда Наташи Цымбаловой.
Две Анны: Литвина-Семёнова и Шувалова. Написание текстов, администрация пабликов, участие в акциях и обсуждениях, контакты с международным сообществом. Вторая уехала в Италию, но сердце её до сих пор с Россией и Альянсом.
Александр Новиков, к сожалению, рано ушедший, после переезда в Болгарию. Бывший сотрудник уголовного розыска, безотказный, немногословный, очень добрый человек, всегда спокойный, надёжный и доброжелательный.
Дмитрий Мусолин: несмотря на занятость преподавателя вуза и научную деятельность, всегда находил время, чтобы уделить его Альянсу. Администратор паблика, не раз жертвовал свои средства на разные активности.
Алексей Левашов: бывший депутат, часто вносил предложения и идеи, отличающиеся от привычных представлений, настаивал на участии ЛГБТ в общественно-политической повестке.
Сергей Трошин: в Альянсе с основания, но раскрылся как ЛГБТ-активист уже после 2015 года. Тем не менее мы всегда ощущали его поддержку.
Алексей и Елена Устиновы — семейная пара, всегда настаивала на том, чтобы Альянс был шире ЛГБТ-повестки, отстаивали идею солидарности и работы по многим направлениям.
Даниил Грачёв — харизматичный, смелый и яркий активист, одно из лиц Альянса первого периода. Позже развивал проект Stop Hate, помогая обеспечивать безопасность на акциях. Вместе с учительницей испанского языка Екатериной Богач внесли в Альянс свежую струю и множество новых идей.
Иван Сурок — эксцентричный администратор паблика и участник ряда акций. Многие помнят его жест в направлении российского консульства в Финляндии.
Василий Иванов — взвешенный, смелый, скромный и компанейский человек, с которым приятно работать. Всегда имеет свое мнение. Довёл до уголовного срока случай с нападением на него ультраправого активиста летом 2012.
Татьяна Львова. Первое время очень много делала для Альянса. К сожалению, сложно было сохранить баланс между работой, семьей и активизмом.
Можно перечислять еще долго: Евгения Додонова, Валерий Чарышев и многие другие…