День семьи, любви и верности 8 июля — странный праздник. С прошлого лета президентским указом он стал официальным в России.
Именно в этот день в 1228 году умерли Пётр и Феврония Муромские. Они были канонизированы лишь спустя триста лет на церковном соборе 1547 года.
Их житие — заметный памятник древнерусской литературы, сильно отличающийся от канонов житийного жанра. Здесь нет рассказа о религиозных подвигах святых и указаний на их заслуги перед церковью. Монашество они приняли уже в преклонном возрасте, а до того были людьми светскими. Зато в житии есть занимательный сюжет с элементами народной сказки, живой язык и уникальные подробности быта.
Выбор святых на роль символа семьи тоже вызывает вопросы.
Во-первых, Феврония женила на себе Петра лишь со второго раза, не по любви, а по принуждению. Это была назначенная цена за исцеление от хвори, которой Пётр заболел после убийства змея. Тот повадился прилетать и вступать в интимную связь с женой князя, брата Петра.
От капель крови змея и покрылось тело Петра язвами и струпьями, так мучившими его. Первый раз вылечившись, Пётр жениться отказался. Тогда от одной оставленной язвы по всему телу снова распространилась болезнь. Повторно исцелившись, Пётр всё-таки женился.
Во-вторых, у пары не было детей, что не соответствует объявленной линии партии на улучшение демографической ситуации.
Да, святые умерли в один день. В актив можно занести их двукратные посмертные перемещения, когда их решили не хоронить в ими подготовленном каменном гробу на двоих. Из серии: не положено монаху и монахине лежать вместе. Дважды их разделяли, хороня порознь, но, по преданию, тела их чудесным образом воссоединялись.
В 2000-х муромская администрация начала продвигать день Петра и Февронии, как альтернативу «заимствованному и чуждому российской культуре» дню святого Валентина. Дело заладилось, когда кампания вышла на федеральный уровень.
Это привело к установке памятников во многих городах России. На 2016 год было установлено около шестидесяти, что сделало их самыми популярными героями памятников в России XXI века и самыми «тиражируемыми» православными святыми в стране.
Популярной традицией стало заключение браков 8 июля, когда многие ЗАГСы продлевают часы работы и отказываются регистрировать разводы (по статистике, в России распадается около 70% браков). В то же время РПЦ осуждает традицию, поскольку эта дата выпадает на период Петрова поста, когда не совершается таинство брака.
В этот день в 2020 году Альянс объявил о бессрочной кампании за семейное равноправие #СемьяДляВсех. Она стала ответом на внесение в Конституцию РФ поправки о браке как союзе мужчины и женщины. Мы уверены, что как и наши соседи в Эстонии, этим летом добившееся брачного равноправия, и российские ЛГБТ-люди смогут создавать семьи, признанные государством.
Завершить колонку хочу словами Саши Скочиленко со вчерашнего судебного заседания. На вопрос судьи о родственниках, Саша ответила, что её мама сейчас живёт во Франции. «А в Петербурге есть родственники?», — продолжала допытываться судья. И Саша сказала: «Да, здесь у меня есть моя любимая девушка Соня, с которой мы, до моего ареста, несколько лет жили вместе одной семьёй. Из-за того, что в нашей стране мы пока не можем оформить наш брак, государство её не признаёт моей родственницей. Но я её таковой, безусловно, считаю…».
В канун Дня семьи, любви и верности для судьи не было ничего святого. Она постановила продлить Саше, больше года содержащейся в СИЗО, заключение ещё на три месяца.
Текст: Алексей Сергеев