Осенью 2017 года по приглашению Эстонской ЛГБТ-ассоциации я посетил комьюнити-центр в Таллине. Автобус от Питера шёл всего несколько часов. Местная активистка Кристина, которая вела тот проект по налаживанию связей с ближними соседями, рассказывала, что вместе со своей женой Сарой, гражданкой США, участвует в важном судебном процессе.
Дело в том, что их брак, заключённый в Америке, в стране признавать не хотели. При этом для разнополых супругов, один из которых иностранец — существовал упрощенный порядок проживания. Его можно было продлить прямо на месте, не выезжая из страны. Для людей одного пола — никаких послаблений не было. Это Кристину не устраивало, она не хотела чтобы в её стране, их семья была — «второго сорта».
Тогда же, в 2017 году, в Таллине прошёл первый за десять лет местный ЛГБТ-прайд, в котором приняли участие около 1500 человек. Кристине казалось, что уйдёт ещё много лет, прежде чем в Эстонии общество изменится, а политики узаконят брачное равноправие. Но она считала важным готовить для этого почву, использовать даже небольшой шанс — чтобы тема звучала в СМИ, судах, органах власти.
На днях Эстония стала первой страной Балтии и второй страной Восточной Европы, где ЛГБТ-люди имеют такие же семейные права, как и другие граждане. Прошло пять с небольшим лет.
Это событие в постсоветской стране — знаковое. Мир меняется. И мне приятно осознавать, что в произошедшем есть и заслуга моей знакомой Кристины. А, возможно, и совсем чуть-чуть, самую капельку — моя, ведь я не раз участвовал в Балтийском прайде, в том числе — в Таллине)).
К сожалению мы, живущие в России, наблюдаем совсем другую картину. Госдума плодит как из «рога изобилия» законы против ЛГБТ-людей один кошмарней другого, как и против организаций, которые защищают права человека. В эти непростые времена, кажется, не до браков — выжить бы, поддержать, сохранить друг друга. Думаешь, как бы не вернули уголовную статью…
Наверно, я оптимист, но не сомневаюсь, что когда-нибудь — и в России будет брачное равноправие. Ход истории неумолим, поколения сменяются, а в нынешнем глобальном мире — невозможно запретить всё. В краткосрочном плане — у меня нет иллюзий, но сейчас мир меняется гораздо стремительней.
В это тёмное время остаётся порадоваться за страну в двух с половиной часах езды. За Кристину и её жену, за всех эстонских ЛГБТ+людей. За равноправие!
Текст: Алексей Сергеев