В 2010 году было установлено, что британские гетеросексуальные женщины имеют в среднем восемь сексуальных партнёров, в то время как мужчины-гетеросексуалы заявили о двенадцати. При этом, Национальное исследование сексуальных предпочтений (NATSAL) отвечало строгим стандартам и охватывало выборку около 15 тысяч человек.
Выходит, опрошенные люди — банально врали. Иначе цифры должны были бы приблизительно совпасть. Психологи назвали это явление эффектом социальной желательности. Люди стремятся показать себя с лучшей стороны, это справедливо и для опросов.
Ответы не соответствовали действительности, но они показывают гендерные ожидания общества в отношении сексуальности. Мужчины преувеличивают, а женщины — преуменьшают количество половых партнёров, учитывая негативное отношение общества к женской «половой невоздержанности».
Впрочем, в подобном опросе в 1990 году мужчины называли число, в два с половиной раза больше, чем женщины. За двадцать лет разрыв сократился, что говорит о постепенном выравнивании гендерных ожиданий.
Исследователи, понимая, что люди не всегда говорят правду, дополнительно используют другие методы, например, наблюдение за поведением или анализ поисковых запросов, а также иначе формулируют вопросы.
Проект университета Аризоны по изучению археологами городских свалок, начатый в 1973 году, показал, что слова людей о том, что они покупают, едят или пьют — не соответствуют тому, что они выбрасывали. Например, было найдено гораздо больше бутылок от алкоголя, чем люди говорили, что пьют.
Сегодня возможностей получения информации о том, что люди делают и как себя ведут — ещё больше. Так, большинство людей утверждают, что их интересуют интеллектуальные способности их детей, независимо от их пола. Однако анализ поисковых запросов в США показал, что запрос «Мой сын одарён?» вводили в два с половиной раза чаще, чем «Моя дочь одарена?».
Когда в одном опросе людей спрашивали, притворяются ли они счастливее и успешнее в соцсетях, утвердительно ответили 26%. Когда же вопрос изменили и спрашивали не о них лично, а о других людях в соцсетях, больше половины заявили о “социальном ретушировании”.
Гомофобные граждане часто ссылаются на западные опросы об увеличении числа ЛГБТ+людей в странах, где достигнут прогресс в движении к равноправию. Этим хотят подтвердить опасность и могущественность «ЛГБТ-пропаганды» на Западе.
Действительно, опросы показывают, что всё больше людей относят себя к ЛГБТ+, особенно к би-/пан-/поли-сексуальным людям, причём максимальные цифры — среди молодёжи.
В странах где быть квир-человеком становится общественно приемлемым и безопасным — люди не только лучше принимают себя, чем в странах с враждебной к ЛГБТ средой, но и дают более честные ответы в опросах. Эффект социальной желательности просто теряет свою силу.
Текст: Алексей Сергеев